Новости

«Деревянный» вопрос Иркутска

Рейд по памятникам деревянного зодчества Иркутска в выходные совершили представители областной и городской власти во главе с заместителем председателя правительства Александром Моисеевым. Несмотря на снегопад, осмотр достопримечательностей привел к жарким дебатам, обнажив давний спор службы сохранения объектов культурного наследия Иркутской области и администрации города. Александр Моисеев погасил неконструктивные диалоги, ведь, по его мнению, решить проблемы памятников мешает именно нестыковка отдельных позиций на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Для позитивных перемен необходимо принять единую программу действий. На сегодняшний день в областном центре примерно 3,5 тыс. памятников деревянного зодчества, и большинство из них нуждается в реставрации. alt

– Как мы можем восстановить этот дом? – задал вопрос Александр Моисеев.

– Или снести его, чтобы дорогу сделать, – добавил мэр Иркутска Владимир Якубовский.

– Дом, конечно, в плохом состоянии, но, по закону, памятник, находящийся под охраной государства, может быть исключен из списка и снесен только по постановлению Правительства РФ, – пояснил руководитель службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области Вадим Шахеров.

– Но мы же не собираемся этого делать,– возразил Александр Моисеев. – По закону, какие меры мы можем предпринять?

– Поскольку площадку необходимо освобождать, нужен перенос, – ответила начальник отдела истории архитектуры и градостроительства региональной службы по охране объектов культурного наследия Галина Устюгова. – Дом нужно выкупать у частника. А проект расширения улицы, который будет делать муниципалитет, должен содержать предложения, куда перенести этот памятник. Без этого расширение улицы не будет согласовано.

– Расширение запланировано на этот год, – отметил Владимир Якубовский. – Без проблем, мы людей выселим, вы дом снесете. Такое здание не украсит ни одно место в городе. Это уже не памятник, дом аварийный, если его восстанавливать, то это будет новодел.

– Здание находится в аварийном состоянии, не сегодня-завтра разрушится или сгорит, – подвел итог Александр Моисеев. – Нужно срочно принимать меры. Дом должен быть расселен и перенесен в другое место, сохранив свой статус.

Споры также вызвала площадка на улице Седова, где по красной линии стоят памятники деревянного зодчества, а в глубине квартала расположены дома, не представляющие культурной и исторической ценности. По генеральному плану Иркутска и Проекту охранных зон города здесь ограничена высотность и плотность зданий, так как рядом находится памятник федерального значения – Крестовоздвиженская церковь. В этом году дома планируется расселить.

– На этом участке требуется научно-исследовательская работа, которую должен заказывать собственник, – пояснил Вадим Шахеров. – Ряд объектов здесь можно перенести и насытить зону новыми зданиями.

– Эта территория не является охранной, – возразил мэр. – Зачем ломать участок для комплексной застройки! Если в разных концах останутся памятники, ни один инвестор сюда не зайдет, и мы здесь будем иметь постоянную свалку.

– При разработке Проекта охранных зон, который утвержден и согласован всеми, здесь была выделена зона регенерации памятников, – отметил главный архитектор Иркутской области Владимир Распутин. – Сюда мы переносим ценные дома, которые из-за новой транспортной схемы не могут оставаться на своих местах. Кроме того, Крестовоздвиженская церковь требует определенного культурного контекста.

– И по охранным зонам я был категорически против, – заявил мэр. – Никем эта зона не утверждена, не будет там малоэтажной застройки, я костьми лягу. По предложению охранных органов, в радиусе 5 км от церкви хотят оставить хлам!

– Мы с городом этот вопрос обсуждаем два года, – пояснил Виктор Шахеров. – Памятники сносить незаконно, если я решаю вопрос так, то я сажусь в тюрьму, если Владимир Викторович – то он.

– Когда мы и все население увидим, что город превращается в нормальный областной центр? – положил конец спору Александр Моисеев. – Чувствую, еще лет 50 с таким подходом Иркутск будет пребывать в таком же состоянии.

Участники рабочей группы также посетили дом на углу Дзержинского и Карла Либкнехта. От двухэтажного памятника регионального значения, недавно пережившего пожар, отказался купивший было его инвестор. Обсудили ситуацию с памятником федерального значения – домом Дубровского, к которому частный собственник относится с преступной халатностью. И далее поехали по уже хорошо знакомому журналистам маршруту – мимо усадьбы Вержбы на улице Карла Либкнехта, в Дом Европы.

alt

Во время поездки рабочая группа посетила объекты на улицах 3-го Июля, Седова, Дзержинского и Карла Либкнехта. Уже первый адрес, где располагается памятник регионального значения, находящийся в частной собственности, вызвал горячее обсуждение. Дело в том, что дом N 18 попадает в зону сноса для расширения улицы 3-го Июля, а значит, необходим его перенос. – Цель нашей сегодняшней поездки – оценить состояние объектов культурного наследия и понять, что с ними делать, – подвел итог рейда Александр Моисеев. – Необходимо определить памятники, которые нужно приводить в первоначальное состояние, и те, которые невозможно отреставрировать, и решить их дальнейшую судьбу. Стратегическая же задача – посмотреть на благоустройство города и принять решения, которые бы позволили его развивать.

Читать так же:  Парадоксы защиты древесины

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button